Дети с самого рождения обучаются в процессе игры. Логические блоки Дьенеша созданы для того, чтобы малыш мог развиваться с самого раннего возраста.
В чем суть методики педагога и изобретателя? Каких целей может добиться ребенок, занимаясь с этим «волшебным» развивающим конструктором? Расскажем подробно.
Об авторе методики. Золтан Пал Дьенеш – венгерский педагог, психолог и математик. Известен как автор теории обучения детей математике с ранних лет с помощью логических игр, песен и танцев. Золтан Дьенеш разработал множество игр и методических материалов по изучению математики, в том числе специальные блоки, которые он называл «логическими».

Логические блоки Дьенеша: для кого и зачем они нужны?
Логические блоки подходят для занятий с детьми с трех до шести лет. В процессе игры ребенок познакомится:
- с цветами;
- с формами;
- с размерами объектов.
Кроме того, ребенок научится классифицировать, запоминать и обобщать определенную информацию. Игры с блоками влияют на развитие речи.
Во время игры малыш производит предметные действия, выкладывая по определенному алгоритму ряды, или группируя предметы по какому-либо признаку. В итоге он учится не только различать признаки предметов, но и мыслить более обширно, систематизировать работу, анализировать ситуацию, расшифровывать и кодировать информацию.
Поэтому если родители желают с раннего возраста развивать у малыша аналитическое и логическое мышление, память, творческие способности, воображение и внимание, то обратить внимание на блоки конечно же стоит.
Блоки Дьенеша активно используют в дошкольных образовательных учреждениях и различных развивающих детских центрах.
Блоки Дьенеша: описание набора
Учебно-методическое пособие Блоки Дьенеша – это набор, состоящий из 48 различных предметов. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Все они имеют между собой различия, которые можно разделить на 4 группы:
- по цвету (синие, красные и желтые);
- по толщине (широкие и узкие);
- по размеру (маленькие и большие);
- по геометрической форме (круг, треугольник, прямоугольник и квадрат).

Блоки Дьенеша являются многофункциональным пособием. Они универсальны и объединяют в себе сразу несколько понятий:
- объемная мозаика;
- конструктор;
- кубики для строительства;
- счетный материал;
- сортировщик.

Занятия с блоками доставляют большое удовольствие детям. Они строят различные объекты, ощупывают фигурки, складывают их и группируют, познавая в процессе окружающий мир.
Для того, чтобы разнообразить игры, дополнительно можно приобрести альбомы с заданиями к блокам.
Как играть с блоками
Просто купить набор блоков Дьенеша и предложить их для игры своему ребенку – недостаточно. Первое, что нужно сделать, это познакомить кроху с этим набором. Ребенок должен потрогать фигурки, изучить их, немного поиграть с ними на свое усмотрение. После этого можно приступить к выполнению несложных заданий:
1. Показать малышу фигурку, например, красную. Предложить ему отыскать еще несколько фигур того же цвета. Если с цветами малыш знаком, то проблем на этом этапе не возникнет.
2. Следующий шаг – изучение форм. Ребенок должен выбрать все фигурки определенной формы, например, треугольные.
3. Более сложная задача заключается в сортировке фигур. Сначала пусть ребенок «наградит» плюшевого мишку желтыми фигурками, зайку – синими, а себе оставит красные. Таким же образом малыш должен распределить блоки по форме, размеру и толщине.
После того, как ребенок поймет, на какие группы можно делить фигуры, изучит их простейшие свойства, можно будет приступить к увлекательным играм-занятиям.
Примеры игр
По утверждению великого математика и психолога – занимательная игра гораздо лучше, чем обучение за партой. Поэтому родители должны приложить максимум усилий, чтобы в игровом процессе малыш мог не только развлекаться, но и обучаться.
Приведем несколько примеров игр, каждый из которых направлен на получение ребенком определенных знаний.
1. Выложить перед малышом 4 фигурки, попросить его запомнить их. Когда ребенок будет готов, нужно либо подменить одну из фигур, либо убрать ее. Ребенок должен назвать или показать, что изменилось в ряду.
2. Сложить фигурки в коробочку или мешочек. Попросить ребенка доставать по одному предмету и описывать его – форма, цвет, толщина.
3. Сложить детали в мешок, дать его малышу. Кроха должен на ощупь, не подглядывая внутрь, достать фигурки определенного характера (толщина, размер, форма).
4. Выложить в ряд фигуры одного типа, например, круглые. Посередине положить квадратную и попросить ребенка определить – что в ряду является лишним и почему.
5. Более сложная задача – показать ребенку желтый круг и попросить найти все детали этого же цвета, но иной формы.
6. Разложить в ряд фигурки с чередованием цветов – желтый, красный, желтый и т. д. Ребенок должен продолжить выкладывание фигур в определенном порядке. То же самое можно делать с формами и размерами.
7. Усложняем задачу. Перед ребенком выкладывается ряд – толстый квадрат синего цвета, толстый квадрат желтого цвета, треугольник желтого цвета, большой треугольник желтого цвета и т. д. Смысл в том, чтобы каждая последующая фигура отличалась от предшествующей каким-то одним признаком.
8. Ребенок должен самостоятельно выложить цепочку из фигур одинакового размера, но разных по форме и цвету.
9. Найди пару. Игра заключается в том, чтобы малыш нашел к каждой фигуре определенную пару. Сначала по цвету – к красному большому кругу подходит красный маленький круг. Потом по размеру к большому синему треугольнику подходит другой большой треугольник любого цвета.
10. Разложить фигурки в два ряда, в одном из которых будет на одну фигурку больше. Ребенок должен заметить, в чем заключается разница. Если выложить в одном ряду на 2 детали больше, то можно еще попросить малыша попробовать уровнять количество фигур в каждом ряду.
11. Выложить ряд из фигур одного размера, например, друг за другом положить треугольник, квадрат, круг и прямоугольник. Ребенок должен выложить рядом такую же цепочку, соблюдая размер и форму детали. Таким же образом занятия проводятся с учетом цветов деталей.
12. Начертить два больших круга на разных листах бумаги (можно взять кусок обоев или ватман). Предложить малышу выложить в один круг все синие детали, а в другой – все желтые. Чтобы выучить понятие «внутри» и «снаружи», можно попросить ребенка выложить снаружи кругов красные фигурки.
13. Игра в домино. Блоками очень удобно играть в домино. Например, вы кладете желтый круг, ребенок должен поставить следующую деталь либо круглую, либо желтую.
14. Начертить (либо распечатать или приобрести) различные фигуры и предложить ребенку поставить на рисунок соответствующую деталь. Например, на бумаге находится большой синий квадрат, значит, малыш должен поставить на него настоящий квадрат нужного цвета и размера.
15. Разделить комнату на три части (постелить на пол полотенчики разных цветов). Попросить ребенка на коричневый участок сложить только треугольники, на зеленый – только круги, на белый – только прямоугольники. Таким же образом игра может проводиться с разделением блоков по цветам.
16. В качестве конструктора блоки использовать можно по-разному. Самое простое, выстраивать из них дома, паровозы, башни и машинки на плоскости.
17. В завершение обучающей игры нужно попросить ребенка убрать за собой все детали. Но мама в данном случае может пойти на хитрость, предложив свою помощь. Она убирает только желтые детали, а остальные цвета убирает малыш. В следующий раз уборку можно поделить по размерам и формам.
Существует масса примеров игр с блоками Дьенеша. Их можно усложнять с помощью дополнительных альбомов, либо самим придумывать более трудные задания. В любом случае малышу важно, чтобы с ним занимались родители или близкие ему люди. Если ребенок будет играть в блоки самостоятельно, то, скорее всего, для него это будет обычным конструктором. По задумке же автора – логические блоки должны учить малыша не только ловко управляться с деталями, но еще и мыслить, воображать и анализировать.




0 комментариев